12 Apr 2018, 12:37

Уполномоченный по правам человека доклад о детях инвалидах

Share

Ежегодные докладыСпециализированные докладыИнформационные бюллетениКвартальные отчеты

Адрес:
Республика Казахстан, 010000,
г. Астана, Левый берег,
Дом Министерств; 15 подъезд
Факс: 740548
[email protected]
[email protected]
[email protected]
Время приема:
Со вторника по пятницу
с 10.00 до 16.00
Перерыв с 13.00 до 14.30

   Об учреждении  Обращения к УПЧ  Документы и издания  Права детей  Посетителям  Новости  Карта сайта 

Главная » Документы и издания » Публикации » Специализированные доклады » Специальный доклад Уполномоченного по правам человека "Права и возможности инвалидов в Республике Казахстан"

Глава 1. Международные стандарты в области гарантий прав инвалидов и опыт зарубежных стран по социальной защите лиц с ограниченными возможностями

Версия для печати Версия для печати

Международное сообщество сравнительно недавно обратило внимание на вопросы защиты прав инвалидов. До конца 70-х годов доминировала концепция признания за инвалидами всех основных прав без специальных мер защиты. Считалось, что принципы недискриминации и уважения человеческого достоинства, провозглашенные в Международном билле о правах человека, достаточны для инвалидов. Однако изучение проблем инвалидности и практическая деятельность по защите прав инвалидов выявили необходимость создания отдельной международной системы защиты их прав.

История международных документов, посвященных правам инвалидов, начинается с 1971 года, когда Организацией Объединенных Наций (ООН) была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц (утверждена Резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года). Международно-правовым документом обобщенного характера, признавшим право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права, стала Декларация о правах инвалидов, утвержденная Резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года.

16 декабря 1976 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1981 год Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992 - Десятилетием инвалидов ООН. Наиболее важным результатом проведения Международного года инвалидов стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года Всемирной программы действий в отношении инвалидов.

Международно-правовые документы по правам инвалидов, принятые после этого вплоть до 1993 года, решали отдельные проблемы инвалидов, но не защищали права инвалидов в целом: как-то, Конвенция МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (№ 159, 1983 год), Рекомендация МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (№ 168, 1988 год), Таллинские руководящие принципы для деятельности в области развития людских ресурсов применительно к инвалидам (1991 год), Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991 год). И только в 1993 году был принят основной всеобъемлющий документ, посвященный правам инвалидов, – Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

На Всемирной конференции по образованию для лиц с особыми потребностями: доступ к образованию и его качество (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года) были приняты Саламанская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, подтвердившие право лиц с особыми потребностями на доступ к обычным школам.

В главе «Равенство, достоинство, терпимость» Программы действий, принятой на Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене 14-25 июня 1993 года, особо выделен принцип универсальности прав человека и запрет дискриминации, преднамеренной или непреднамеренной, по отношению к инвалидам.

Вопросы развития, ориентированные на улучшение положения инвалидов, стали чаще включаться в повестки дня конференций и встреч на высшем уровне, организованных ООН. Так, в Пекинской декларации и Платформе действий, принятых на четвертой Всемирной конференции по положению женщин 15 сентября 1995 года, было содержательно полно представлены положения, ориентиры и меры в отношении женщин-инвалидов.

Вместе с тем усилия международного сообщества не были в достаточной мере эффективными: проведенный ООН дважды (1987, 1992) мониторинг показал, что, несмотря на все изменения, инвалиды так и не получили равных возможностей, а во многих странах остались изолированными от общества. В связи с чем в 1994 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила долгосрочную стратегию дальнейшего осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов, основной целью которой было провозглашено создание «общества для всех», охватывающего все разнообразные человеческие ресурсы и позволяющего каждому человеку максимально развить его потенциал.

Однако было ясно, что существующая ситуация отсутствия единого официального международного договора о правах инвалидов, разбросанность норм о правах инвалидов в различных рекомендациях МОТ, других нормативных актах - не могут гарантировать полноценной защиты прав данной группы населения. По инициативе Президента Мексики Висенте Фокса, выдвинутой на 56-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, началась подготовка проекта Всеобъемлющей единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов.

Необходимость принятия специальной конвенции обусловлена отсутствием в основополагающих конвенциях норм, непосредственно связанных с правами инвалидов. Права инвалидов затрагиваются в этих конвенциях по правам человека лишь косвенно. Только в одной из статей Конвенции о правах ребенка речь идет о детях-инвалидах. Существующие же международно-правовые инструменты, имеющие отношение к правам инвалидов, не являются юридически обязательными.

В августе 2004 года прошла четвертая сессия Спецкомитета Генеральной Ассамблеи ООН по разработке конвенции о правах инвалидов. Основное противоречие текущего обсуждения проекта конвенции состоит в наличии разных подходов в определении цели данного документа. Одни страны настаивают на подписании конвенции, которая вновь подтвердила бы права, зафиксированные в уже существующих международно-правовых документах в области прав человека, и одновременно закрепила бы дополнительные возможности. Другие считают, что обеспечение прав связанно с экономическими ресурсами страны проживания, и финансовое бремя, связанное с выполнением положений конвенции, оттолкнет от подписания этого документа правительства развивающихся стран.

Основополагающие международные документы по правам инвалидов
Всемирная программа действий в отношении инвалидов стала первым документом, изменившим подход к решению проблем инвалидов. До ее принятия социальная политика по отношению к инвалидам включала в себя лишь мероприятия медицинского характера, реабилитацию и профилактику по предупреждению отдельных причин инвалидности. Провозглашенные Программой цели обеспечения равенства и полного участия инвалидов в общественной жизни и развитии свидетельствовали об изменении понимания состояния инвалидности международным сообществом, признавшего необходимость применения целостного подхода к решению проблем инвалидности.

Программа существенным образом изменила и само понимание «инвалидности»: инвалидов перестали относить к уязвимым группам населения. Как прокомментировали это эксперты, инвалидность является нормальным аспектом жизни; инвалидом по той или иной причине может стать любой человек на любом этапе его нормального жизненного цикла .

Подход, основанный на принципе «уязвимости» инвалидов, уступил место концепции развития социальной самодостаточности инвалидов, включающей в себя мероприятия по созданию условий адаптации инвалидов в «обычных» социальных и экономических структурах.

Создание равных возможностей для инвалидов Программой рассматривается как процесс обеспечения доступности всех сфер общественной жизни. Основным компонентом обеспечения доступности, как следует из документа, являются меры содействия полноценному и эффективному участию инвалидов в процессе принятия решений.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были приняты в рамках развития идей Всемирной программы и стали своего рода договорным документом, посвященным правам инвалидов.

Стандартные правила носят исключительно рекомендательный характер, однако, в условиях отсутствия международного договора в области защиты прав инвалидов, они являются единственным универсальным документом, признающим и гарантирующим права инвалидов. Стандартные правила отражают моральную и политическую приверженность государств принять меры по обеспечению равных возможностей для инвалидов. По сути, они – единственная основа политико-правового, экономического и технического сотрудничества государств в рамках разрешения проблем инвалидности.

Правовой и моральной основой Стандартных правил, как было заявлено и в самом документе, стали Международный билль о правах человека, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также Всемирная программа действий в отношении инвалидов.

Стандартные правила приводят практические рекомендации по обеспечению равных возможностей в четырех областях: предпосылки для равного участия, целевые области для создания равных возможностей, меры по осуществлению и механизм контроля.

Наиболее важной из специальных документов МОТ в области защиты прав инвалидов представляется Конвенция МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (или Конвенция № 159. Конвенция вступила в силу 20 июня 1985 года). Конвенция № 159 направлена на обеспечение принятия надлежащих мер в области профессиональной реабилитации в интересах всех категорий инвалидов и для расширения связанных с занятостью возможностей инвалидов на рынке труда.

Деятельность международных организаций
Масштабная работа в области оказания содействия и поддержки инвалидам проводится специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, которые занимаются программами предупреждения инвалидности, питания, гигиены, образования инвалидов, их профессионально-технической подготовки, трудоустройства. Среди организаций, проводящих данные программы: Международная организация труда, Провольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Всемирный почтовый союз (ВПС).

Вопросы разрешения проблем инвалидов были подняты и в рамках регионального сотрудничества государств: 1983-1992 и 1993-2002 были объявлены Азиатско-тихоокеанскими десятилетиями инвалидов, 2000-2009 - Африканским десятилетием инвалидов, 2003-2012 - Десятилетием инвалидов арабских стран, 2003 год - Годом инвалидов в Европе.

Инновационная модель социальной политики стран с позитивным опытом защиты прав инвалидов
В ряде государств, по праву называющих себя социальными, вопросы защиты прав инвалидов являются приоритетными. В этих странах проблемы инвалидов впервые актуализировали главы государств, как правило, внесшие большой вклад в сферу социальной заботы о своих гражданах. Наиболее отчетливо и эффективно это проявилось в деятельности ряда президентов США.

Два крупных судебных дела о защите права детей-инвалидов на бесплатное и надлежащее образование в начале 70-х годов, увеличение количества инвалидов после Вьетнамской войны – все это побудило американское общество к принятию законодательных мер по защите прав инвалидов. В 1973 году был принят Закон «О реабилитации», который предусматривал недопущение дискриминации в государственных программах США при заключении контрактов с федеральным правительством.

Принимая в 1976 году Закон об образовании для всех детей-инвалидов, Конгресс США обнаружил, что в стране больше восьми миллионов детей с инвалидностью. Более половины из них не получали надлежащих образовательных услуг. Миллион таких детей вообще не был охвачен школьной системой. Закон об образовании для всех детей-инвалидов имел большое значение, так как открыл двери школ для детей с инвалидностью и ввел ряд защитных мер, регулирующих предоставляемое им специальное образование.

В 1988 году Конгресс США принял Закон о помощи лицам с инвалидностью посредством технических средств, известный как «Тек-Акт», признающий физические ограничения «естественным элементом человеческого существования», который «никоим образом не умаляет» права каждого на «независимость, самоопределение, содержательную карьеру или полное участие» в «общей экономической, политической, социальной, культурной и образовательной» жизни американского общества.

После принятия данных нормативно-правовых актов началось грандиозное движение самих инвалидов против дискриминации. Большую роль в этом сыграли суды, принимавшие сторону инвалидов и накладывавшие строгие санкции в случае невыполнения норм новых законов. Специально созданные бригады строителей-подрядчиков по всем штатам Америки стали делать съезды и пандусы, день за днем улучшая доступность американских городов для инвалидов.

При поддержке Президента США Клинтона были приняты многие законы, существенно улучшающие условия жизни инвалидов, предоставляющие равные права и равные возможности для лиц с какой-либо формой инвалидности. Так, 4 июня 1997 года Клинтон подписал Закон «Об образовании лиц с отклонениями в развитии и здоровье», который стал поворотным в развитии американского образования.

Президент кратко сформулировал его основную цель - обеспечение образования мирового класса для всех американских детей. Здесь, прежде всего, речь идет о защите (предоставлении) права на бесплатное среднее образование для всех детей, о доступности специальных программ обучения для детей-инвалидов, обучающихся в обычных школах, и повышении ответственности школ за результаты их работы. Акцент был сделан на общественной стороне этой проблемы: детей стараются максимально вовлечь в общеобразовательный процесс в обычных средних школах, а чтобы они не отставали от своих сверстников и справлялись с обычным учебным планом, для каждого из них разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения, предполагающие дополнительные занятия. При этом все дополнительные расходы по обучению берет на себя государство.

При всей развитости системы социальных услуг для инвалидов забота о правах инвалидов остается актуальной для президентов США и сегодня. Президент Джордж Буш в 2001 году подписал приказ, направленный на то, чтобы сделать компьютеры и интернет более доступными для людей с физическими недостатками. В 2004 году начат проект по привлечению ветеранов армии США, в том числе инвалидов, получивших ранения в ходе различных вооруженных конфликтов, к охране Белого Дома. Уже сейчас в службе безопасности Белого Дома их работает 40 человек, и в самое ближайшее время это число будет увеличено до 100.

16 декабря 2003 года Конгресс США принял закон, в котором оговаривается преимущество ветеранов и инвалидов вооруженных сил, а также фирм, где таковые работают, при заключении трудовых контрактов с федеральным правительством.

Всемирным комитетом по инвалидам, Институтом Франклина и Элеоноры Рузвельт учреждена ежегодная международная премия за заботу об инвалидах имени Франклина Делано Рузвельта, вручаемая государству, которое достигло значительного прогресса в решении задачи полноценного участия инвалидов в жизни общества.

В связи с принятием в США в 1990 году Закона «Об американцах-инвалидах» получила развитие так называемая инновационная модель социальной политики или модель реализации гражданских прав - антидискриминационная концепция социальной политики, проводимая по отношению к инвалидам.

Разработанная в США модель реализации гражданских прав рассматривается как международный эталон социальной политики, не только наиболее полно защищающей гражданские права, способствующей повышению социального статуса и интеграции инвалидов в общество и создающей предпосылки для дальнейшей гуманизации общества в целом, но и экономически выгодной для государства за счет снижения ассигнований в результате практики деинституционализации, то есть свертывания сети специализированных интернатов и учреждений стационарного типа и развития обслуживания инвалидов по месту жительства.

Некоторые исследователи уже свидетельствуют о конвергенции национальной политики в области инвалидности таких государств, как Великобритания, Мексика, Канада, США, Германия, Австралия, Израиль, Новая Зеландия, Япония и других.

Модель реализации гражданских прав является инновационной в том смысле, что впервые в истории в ней инвалиды рассматриваются как равноправные члены общества и его активные участники, и создаются предпосылки для их возвращения в обычную среду путем деизоляции.

На сегодня базовым нормативно-правовым актом, защищающим права инвалидов в США, является упомянутый Закон «Об американцах-инвалидах», запрещающий дискриминацию инвалидов в трудовых отношениях, в государственных органах власти, в местах общественного пользования, торговле, на транспорте. Закон предписывает органам власти всех уровней обеспечивать для инвалидов «равный доступ к получению преимуществ от различного вида деятельности, программ и услуг». Это включает пользование государственными системами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах, на избирательных участках и городских собраниях. Закон обязывает предпринимать «разумные изменения политики, практики и процедур для избежания дискриминации в отношении инвалидов».

Кроме того, соответствующие государственные службы и строительные компании должны учитывать особенности инвалидов при возведении новых и реконструкции имеющихся зданий и строений, чтобы облегчить доступ в них людям, пользующимся инвалидными колясками. Администрация общественного транспорта не должна допускать дискриминации инвалидов при предоставлении своих услуг. Ей полагается обеспечивать инвалидам надлежащие удобства при посадке - высадке и проезде или предоставлять специальные транспортные средства тем инвалидам, которые не в состоянии самостоятельно пользоваться обычными видами общественного транспорта.

Отдельный закон «О трудоустройстве инвалидов» регламентирует вопросы трудоустройства и запрещает дискриминацию инвалидов при приеме на работу, продвижении по службе, профессиональном обучении, оплате труда.

Успех американской модели заботы об инвалидах заключается не только в законодательном регламентировании деятельности сферы социальных услуг, но и в инициативах самого общества, направленных на то, чтобы люди с теми или иными физическими недостатками могли максимально ощущать себя полноценной и интегрированной частью общества. Так, Образовательный фонд телесети «WGBH» (Бостон) разработал систему расширения возможностей инвалидов по пользованию телевидением.

В США насчитывается 85 миллионов человек, которые либо из-за слабого слуха или зрения, либо из-за недостаточного знания английского языка не имеют надлежащего доступа к телевидению и радио. Существующий при «WGBH» Национальный центр за доступные СМИ (HКАМ) в сотрудничестве с Hациональной федерацией слепых создал систему, благодаря которой крупнейшая общенациональная газета США «USA Today» распространяется синтезированным голосом по телефонным линиям специально для слабо видящих.

Значимое достижение американцев, открывшее возможность для людей со слабым слухом приобщиться к телевидению, – введение титров («кэпшн»), чем занимается специальный «Кэпшн центр». Еще с 1972 года «Кэпшн-центр» обеспечивает титрами телекомпании, производителей рекламы, музыкальных видеокассет США, Англии, Канады и Австралии. Система титров действует таким образом, что их принимают лишь телевизоры, оборудованные специальными декодерами. В 1990 году был принят поддерживаемый «Кэпшн-центром» Закон «О ТВ-декодерах», согласно которому с 1 июля 1993 года все телевизоры с размером экрана более 13 дюймов по диагонали, произведенные для продажи в США, должны иметь встроенный декодер.

На сегодняшний день четыре важнейших коммерческих телеканала Америки «Эн-Би-Си», «Эй-Би-Си», «Си-Би-Эс» и «Фокс» снабжают титрами все свои программы, идущие в прайм-тайм, а также все детские программы, и до 60 часов выпусков новостей в неделю. Титрами снабжают многие передачи и крупнейшие кабельные каналы. Более 10 тысяч наименований видеокассет для домашнего использования также уже снабжены титрами, а практически все новые видео выпускаются с вариантом для слабослышащих. Ежегодно более 500 музыкальных видео и 7 тысяч 250 рекламных роликов также сопровождается титрами.

А с 1990 года при Образовательном фонде «WGBH» начала действовать «Описательная видео-служба» (ДВС), которая делает программы общественного телевидения, видеокассеты и другие зрительные средства массовой информации доступными для слабозрячих.

Развитая на Западе идея действенной и полной интеграции инвалидов в жизнь общества привела к оборудованию банкоматов специальными аудио- или видеосистемами. Первая машина, предназначенная для расширения услуг банкоматов для людей с дефектами зрения, была установлена в 1997 году канадским банком Royal Bank. В Америке такая технология впервые была применена два года спустя кредитным союзом San Francisco Credit Union. Вслед за ними аналогичные системы начали устанавливаться большинством крупных финансовых институтов, проявляющих таким образом свое внимание к людям с плохим зрением.

Эта идея стала в Америке настолько популярной, что в ближайшем будущем требование относительно установки финансовыми институтами банкоматов, оборудованных аудиосистемами, будет внесено в новую редакцию Закона о правах инвалидов. Royal Bank, первым применивший в банкоматах технологию голосового обслуживания, также действовал в рамках выполнения канадского Акта о правах человека, предусматривающего равные возможности для слабо видящих.

Менее цветастые страницы интернета для людей с проблемным зрением, озвучивание услуг банкоматов и популярных фильмов и передач для слабо слышащих – все это показатель развитости социального общества и, даже, правового государства, в котором граждане имеют равные возможности.

Полезен для изучения опыт работы Канады по трудоустройству инвалидов. В рамках специальной программы «Стратегия трудоустройства молодежи» предусматривается ряд мер по получению молодежью специального или высшего образования, трудоустройству, как-то, льготы для работодателей, трудоустраивающих молодых инвалидов, компенсация стоимости необходимого для лиц с ограниченной ответственностью оборудования. Программа студенческих займов предоставляет финансовые льготы для инвалидов-студентов.

Механизмы закрепления прав инвалидов в развитых странах различны: в Канаде принцип равноправия и запрета дискриминации инвалидов содержится в Конституции страны, в Германии – в Основном законе, специальном разделе Кодекса социального законодательства, законах «Об инвалидах», «Об единообразии мер по реабилитации», «О содействии инвалидам в пользовании общественным транспортом», «О борьбе с безработицей среди инвалидов», в Великобритании – в специальных законах «О недискриминации инвалидов», «О национальной помощи», «Об инвалидах», «О пособиях по пожизненной инвалидности и для работающих инвалидов», «О социальном обеспечении», в Венгрии – в законе «О правах инвалидов и обеспечении для них равных возможностей».

В Швеции, США, Норвегии, Финляндии, Великобритании, Канаде и Германии развита программа раннего вмешательства, цель которой - как можно раньше обнаружить ребенка, нуждающегося в помощи, и оказать ему эту помощь.

Новые механизмы защиты прав инвалидов разработаны в законодательстве стран Азии и Тихоокеанского региона. Многие государства данного региона содержат конституционные положения, разрешающие позитивную дискриминацию в пользу неимущих слоев общества, провозглашающие принципы полного участия и равенства инвалидов. Предусмотрено учреждение специальных фондов по реабилитации и занятости инвалидов. Для обеспечения доступа инвалидов к окружающей среде вводятся принудительные меры.

Особый интерес представляет фундаментальный закон об инвалидах Японии, направленный на обеспечение независимости лиц с ограниченными возможностями. Достижение инвалидами независимости провозглашено в качестве основной цели названного закона. Кроме того, закон предусматривает принятие всеохватывающего плана по работе с инвалидами и предотвращению инвалидности.

Степень приоритетности решения проблем инвалидов во многом зависит от численности инвалидов и активности их движений. По оценкам экспертов, движение за соблюдение прав инвалидов в западных странах находится в начале своего пути и развивается по схеме феминистского движения, отставая от него на 15–20 лет по достигнутым результатам.

Поэтому активность этого движения будет развиваться в целях принятия антидискриминационных законов и изменения социальной политики в данной области, что приведет, с одной стороны, к серьезной трансформации самосознания инвалидов и формированию у них жизнеутверждающей позиции по отстаиванию своих прав, а с другой – будет способствовать реконструкции государством общества в сторону большего равенства прав, возможностей и статуса инвалидов и перераспределения финансовой поддержки.

Во многих государствах учреждены координационные механизмы, контролирующие проведение государственной политики в отношении к инвалидам. В Кипре действует Совет по вопросам реабилитации при министерстве труда и социального страхования, являющийся центральным органом по проблемам инвалидности. В Финляндии Государственный совет по проблемам инвалидности является консультативным органом министерств и государственных учреждений. Венгрия учредила правительственный консультативный орган в соответствии с законом XXVI 1998 года, касающимся прав и равных возможностей инвалидов. Национальный совет по защите инвалидов Иордании, учрежденный в соответствии со Специальным законом о защите инвалидов (закон № 12 1993 года), обеспечивает программы защиты и профессиональной подготовки инвалидов и оказывает поддержку частному сектору и неправительственным организациям. В 2001 году Мексика учредила при канцелярии Президента управление на уровне кабинета министров по проблемам поощрения и социальной интеграции инвалидов и создала

Консультативный совет по вопросам привлечения инвалидов к процессу принятия решений и координации государственной политики в отношении инвалидов. Норвегия обеспечивает последующие меры по осуществлению стратегий в отношении инвалидов и намеревается обеспечить укрепление межведомственного сотрудничества по осуществлению государственного плана действий в интересах инвалидов. В Тринидаде и Тобаго Национальный координационный комитет по проблемам инвалидности оказывает правительству консультативные услуги по вопросам, связанным с инвалидностью. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии учредило в 1999 году Независимую целевую группу по правам инвалидов, которая опубликовала документ, озаглавленный «От изоляции к интеграции», являющийся основой для осуществления инициатив в области политики и программ.

Таким образом, забота об интеграции инвалидов в общество, во всем мире инициируемая, как правило, главами государств, включает не только строительство пандусов и съездов, но и целый ряд мероприятий по устранению всех возможных барьеров, а также создание отдельных государственных институтов, координирующих и контролирующих проведение государственной политики по отношению к инвалидам.

Защита прав инвалидов в странах СНГ
Ежегодно Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, касающуюся защиты прав инвалидов. В Резолюции 56/115 Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 2001 года содержится призыв к правительственным, межправительственным и неправительственным организациям о поощрении международных норм и стандартов, касающихся инвалидов. Среди 32 стран, представивших свои доклады о принятых мерах, из СНГ – только Российская Федерация и Республика Молдова. Хотя в этом списке могла быть и наша страна.

Система защиты прав инвалидов недостаточно развита практически во всех странах СНГ. В отличие от многих иных региональных организаций, СНГ редко объявляло год или десятилетие инвалидов в связи с принятием и проведением в жизнь программ по улучшению положения инвалидов.

В последние годы в странах СНГ стали предприниматься заметные усилия для решения проблем инвалидов.

Так, Президентом В. Путиным 2003 год в Российской Федерации был объявлен Годом инвалидов. Ему предшествовало принятие пакета законов и подзаконных нормативных правовых актов, защищающих права инвалидов.

Еще в 1996 году вступил в силу Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в котором, с учетом мировой практики, определены понятие и критерии инвалидности; акцент сделан не на полную или частичную потерю трудоспособности, а на необходимость в социальной помощи из-за стойкого расстройства функций организма; определена компетенция федеральных органов по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности. В Российской Федерации действуют также законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной социальной помощи» и ряд других.

В 2001 году Президент Украины Л. Кучма подписал закон, согласно которому любое мелкое предприятие страны обязано взять на работу одного инвалида, на крупном же предприятии количество инвалидов должно составлять не менее 4 % от общего числа работающих.

В Беларуси, в отличие от многих стран СНГ, имеющих законы «О социальной защите инвалидов», действует закон «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

В Молдове принята Национальная программа по социальной защите, реабилитации и интеграции инвалидов на 2000-2005 годы.

Выводы
Несмотря на отсутствие специальной конвенции, защищающей права инвалидов, мировое сообщество разработало основательную нормативную базу, касающуюся обязательств государств по отношению к инвалидам и представленную рядом всеобъемлющих документов и документов специального характера.

Несомненным достижением международных правовых документов, регулирующих отдельные аспекты жизнедеятельности инвалидов, является то, что они всецело направлены на поощрение принципа недискриминции людей с ограниченными возможностями. Такие же всеобъемлющие документы, как Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, несмотря на то, что они не накладывают юридических обязательств на наше государство, являются морально-побудительной основой принимаемых законов, должны быть широко распространены среди самих инвалидов, государственных служащих, персонала, преподавателей учреждений для инвалидов.

Международные стандарты защиты прав инвалидов основаны на общем для всей системы защиты прав человека принципе универсальности прав человека и запрете дискриминации. Значение этого принципа для инвалидов заключается в идее создания «общества для всех», которое позволяло бы развить потенциал каждого без ограничения по признаку физического или умственного состояния.

Реализация возможностей, как следует из международных стандартов, не может быть достигнута без целостного подхода в решении проблем инвалидов, основанного не только на мероприятиях медицинского характера. Принципиальное отличие нового подхода – изменение принципа «уязвимости» инвалидов на концепцию развития их социальной самодостаточности, предполагающую мероприятия по созданию условий адаптации инвалидов в «обычных» социальных и экономических структурах. Более того, международные стандарты изменили само понимание «инвалидности» как принадлежности к уязвимой группе населения, так как такое отношение к инвалидам препятствует их интеграции в жизнь общества.

Согласно международно-правовым документам процесс действенной и полной интеграции в жизнь общества в первую очередь основан на обеспечении доступности всех сфер общественной жизни, на содействии полноценному и эффективному участию инвалидов в процессе принятия решений. Финансовая реализация данных мероприятий во многих странах проходит за счет снижения ассигнований в результате проведения деинституционализации, то есть свертывания сети специализированных интернатов и учреждений стационарного типа и развития обслуживания инвалидов по месту жительства.

Практика деизоляции, основанная на модели развития гражданских прав, на представлениях об инвалидах как равноправных членах общества и успешно реализованная в США, общепризнанно является наиболее удачным опытом социальной политики в отношении инвалидов. Продвигаемая президентами США инновационная схема развития была эффективна во многом благодаря общественным инициативам.

Осознание приоритетности международных стандартов и необходимости поддержки инициатив по интеграции инвалидов в жизнь общества, учет опыта развитых государств в области защиты прав инвалидов должны произойти и в Казахстане. Современный подход к правам инвалидов в государственной политике будет способствовать реконструкции государством общества в сторону большего равенства прав и возможностей инвалидов и перераспределения финансовой поддержки.

 
 

Путешествовать полезно для умственного здоровья, а также это снижает риск сердечного приступа и депрессии.