20 Jun 2018, 14:26

Развитие отношений государства к инвалидам и лицам с отклонениями в развитии

Share

психология развития и возрастная психология

Раздел 1. Введение в психологию развития

Детерминанты психического развития ребенка. Соотношение обучения и развития

Психическое развитие. Формы проявления развития: филогенез; онтогенез. Принципы развития: принцип устойчивого динамического неравновесия, как источник развития системы; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (наследственность, изменчивость), как условие развития системы; принцип дифференциации и интеграции, выступающий критерием развития структуры; принцип цельности, как критерий развития функции. Основные закономерности психического развития: неравномерность и гетерохронность, неустойчивость, сенситивные периоды, куммулятивность, дивергенция и конвергенция (Л.С. Выготский).

Предпосылки психического развития. Генотипические особенности, прирожденное свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития. Созревание и развитие.

Факторы психического развития: наследственность, среда, активность.

Передача информации через генный аппарат. Генотип. Фенотип. Соотношение задатков и способностей в развитии.

Социальное наследование. Социокультурный фон развития. Влияние образования на развитие. Влияние стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей. Проблема созревания и развития, обучения и развития. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.Учение об историческом возникновении сознания. Учение о системном строении сознания. Понятие психических функций. Закон развития высших психических функций. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского. Развитие как результат усвоения общественно-исторического опыта. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.

Принцип активности. Принцип реактивности. Физическая и психическая активность. Проявления активности: в поисковой активности, в поисковой деятельности, в воле. Активность как системообразующий фактор, который связывает наследственность и среду. Роль деятельности в психическом развитии ребенка (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Понятие ведущей деятельности (А Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В.Запорожец). Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец).

Проблема движущих сил психического развития ребенка. Противоречие, гармония и конфликт как формы проявления противоположных начал в процессе психического развития.

Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Проблема возраста в психологии. Житейское, социальное и научное понимание возраста. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Понимание психологического возраста как объективной категории. Основные структурные компоненты психологического возраста.

Различные точки зрения на процесс развития: непрерывная и дискретная. Стадиальность процесса развития. Выделение эпох, периодов и фаз в развитии. Периодизация возрастного развития. Критерии периодизации. Кризисы и стабильные периоды. Уровни психического развития. Индивидуальные особенности психического развития. Проблема акселерации.

Развитие отечественной возрастной психологии. Проблема возраста и возрастной периодизации в работах Л.С. Выготского. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Концепция Д.Б. Эльконина. Учение о ведущем виде деятельности. Учение Л.И. Божович о социальной ситуации развития. Проблема периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.Периодизация А.В. Петровского: теория персонализации.

Обзор зарубежных теорий периодизации. Периодизация З.Фрейда: стадии психосексуального развития. Основные понятия психосоциального развития по Э. Эриксону: жизненные кризисы личности и периоды личностного развития. Ж.Пиаже: стадии развития интеллекта.

Персоногенетический подход (А. Маслоу, К. Роджерс). Экологическая модель развития. Современный этап в развитии возрастной психологии.

Современные исследования в области возрастной психологии.

Раздел 2. Особенности психического развития на различных возрастных этапах

Психологические особенности раннего возраста.

Границы раннего возраста. Специфика социальной ситуации развития в раннем возрасте. Предметно – манипулятивная деятельность как ведущая деятельность в раннем возрасте. Новообразования раннего возраста: речь как основное новообразование; развитие наглядно-действенного мышления; особенности восприятия; непроизвольность запоминания и появление воспоминания; начальные формы развития личности ребенка раннего возраста; представления о себе как о субъекте деятельности. Кризис 3-х лет: симптомы. Предпосылки возникновения игровой деятельности. Сюжетно – отобразительная деятельность.

Развитие психики в дошкольном возрасте

Границы дошкольного возраста. Специфика социальной ситуации развития. Игровая деятельность как ведущая деятельность в дошкольном возрасте: генезис, структура, социальная природа.

Наглядно-образное мышление как новообразование в дошкольном возрасте. Усвоение сенсорных эталонов и становление перцептивных действий. Память как центральная психическая функция в дошкольном возрасте. Развитие личности дошкольника: обобщение переживаний и интеллектуализация аффективной сферы. Развитие социальных эмоций. Возникновение соподчинения мотивов, произвольного поведения, личного сознания. Нравственное развитие дошкольника. Кризис 7-лет. Проблема готовности к школьному обучению.

Младший школьный возраст

Границы возраста. Специфика социальной ситуации развития. Ведущий тип деятельности. Строение и закономерности формирования учебной деятельности. Развитие мотивов учения.

Основные новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов; теоретическое мышление; рефлексия, планирование; особенности эмоционально-волевой регуляции. Обобщенность эмоциональных переживаний. Развитие форм общения со сверстниками.

Психологические особенности подростка

Границы возраста. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте. Чувство взрослости как центральное психологическое новообразование. Социально-моральное и интеллектуальное взросление. Условия возникновения чувства взрослости. Девиантное поведение подростка. Виды девиантного поведения. Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Нравственное развитие. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте. Становление системы ценностных ориентаций.

Психология юношеского возраста

Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту в отечественной и зарубежной психологии. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода. Проблема акселерации. Проблема ведущей деятельности. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста. Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Роль общественного труда в формировании личности юноши и девушки. Развитие потребности в общественной жизни и формы участия юношества в общественных организациях. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития. Психологический склад юноши и девушки, общие и отличительные черты. Любовь в юношеском возрасте. Развитие самосознания и образа «Я». Оценка юноши коллективом и его самооценка. Юношеские дневники и их значение. Мотивы и ценностные ориентации. Особенности эмоциональной жизни. Мечты и идеалы в юношеском возрасте. Формирование эстетических чувств и вкусов. Формирование воли. Развитие творческой активности как выражение потребности самовыражения.

Особенности мышления и условия его воспитания. Пути разви­тия научного мировоззрения. Формирование научных и эстетических убеждений, социальных и эстетических норм.

Психология зрелого возраста

Общие условия перехода к зрелости. Социальное значение периода зрелости. Общественно-полезный труд как ведущая деятельность зрелого возраста. Особенности познавательной деятельности в период зрелости. Особенности развития психических процессов. Возможности обучения в период зрелости. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости». Формы и методы обучения взрослого. Особенности социальной активности в период зрелости. Формы участия в общественной жизни. Типы коллективов взрослых: семья, производственные коллективы и пр. Значение собственной активности в профессиональной деятельности для развития человека как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Индивидуальные и половые различия в характере физического, умственного и социального развития. Периодизация периода зрелости. Проблема кризиса зрелого возраста.

Период старения и старости

Биологические и социальные критерии и факторы старения. Историческая изменчивость социальной оценки старения и старости. Периодизация старения. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Профилактика старения. Проблема трудовой деятельности в старости, ее возможности и значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения. Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия. Старость как социальная проблема.

Раздел 3. Особенности психического развития в условиях депривации. специальная (коррекционная) психология

Развитие личности в условиях депривации и особых условиях

Понятие психической депривации. Виды депривации. Абсолютная и относительная депривация. Различие понятий депривации и фрустрации. Формы депривации: двигательная, сенсорная, материнская, социальная, их характеристика.

Развитие личности в условиях депривации и особых условиях. Психологические причины нарушения социально-эмоционального развития детей. Особенности развития личности ребенка в условиях материнской депривации. Исследование психологического статуса, последствий социальной депривации детей раннего возраста.

Специальная психология в системе наук об отклоняющемся развитии

Понятие условной нормы и нормального развития в психологии. Нормальное, как общераспространенное и адаптивное. Идеальная норма. Индивидуальная норма. Дизонтогенез как нарушенное (отклоняющееся, аномальное) развитие. Нарушение нормального темпа и сроков психического развития как одно из самых серьезных последствий болезни (или расстройства). Причины нарушений в развитии. Проявление нарушений в развитии. Изучение отклоняющегося развития в патопсихологии и дефектологии. Дефектология, как интегративная область знаний. Специальная психология и коррекционная педагогика.

Две парадигмы анализа психического развития ребенка.

Различия естественно научной и культурно-исторической парадигм в определении источников, движущих сил и условий психического развития ребенка. Культурно-исторический подход в определении источников, движущих сил и условий психического развития аномального ребенка.

Культурно-историческая парадигма о биологическом и культурном в развитии ребенка. Дихотомия "нормальное – анормальное" применительно к разным линиям развития человека: развитию личности, развитию психики, развитию организма.

Представления о природе отклоняющегося развития, базирующееся на культурно-исторической теории Л.С. Выгодского

Л. С. Выгодский о "социальном вывихе" как одной из важнейших причин детской дефективности. Выгодский об общем и специфическом в развитии аномального ребенка. Выгодский о первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ребенка, о единстве аффекта и интеллекта, о диагностике и педологической клинике трудного детства.

Теория социальной компенсации Л.С. Выгодского и ее значение для развития дефектологии.

Л. С. Выгодский о возможностях и перспективах преодоления детской дефективности. "Обходные пути" в развитии. Выготский о роли обучения в развитии аномального ребенка. Понятие "Зоны Ближайшего Развития" и его значение для дефектологии. Значение дефектологических исследований Л.С. Выготского для развития культурно-исторической теории развития высших психических функций.

Основы систематики отклоняющегося развития.

Принцип системного структурно-динамического анализа психического развития как основа психологической квалификации аномального развития. Психологические параметры психического дизонтогенеза: функциональная локализация нарушений, время поражения, системное строение дефекта (соотношение и взаимосвязь первичных и вторичных нарушений в развитии) межфункциональные связи нарушений.

Интегративная классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского как инструмент систематизации многообразия типов и форм аномального развития. Отставание и его формы: недоразвитие (умственная отсталость) и задержанное развитие (ЗПР). "Поломка" и ее формы: поврежденное развитие (органическая деменция) и дефицитарное развитие (нарушение зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата и др.). диспропорциональность развития и ее формы: искаженное развитие (РДА), дисгармоничное развитие (психопатии разного генеза. Понятие сложного (комбинированного) дефекта развития.

Аномальное развитие в системе понятий современной международной классификации болезней и международной классификации последствий болезней (нарушения органа или функции, ограничение жизнедеятельности и социальная недостаточность).

Дискуссионные аспекты классификации нарушений развития у детей. Новые тенденции в характеристике сущности аномалий в психическом развитии детей в свете изменений отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии и организации помощи. Новая терминология: "Дети с особыми нуждами", "Дети с особыми образовательными потребностями", "Дети с ограниченными возможностями здоровья", "Особые дети", "Дети с проблемами в развитии" и др.

Эволюция отношений государства и общества к инвалидам и лицам с отклонениями в развитии.

Эволюция представлений о правах человека в мировой истории и развитие образовательных систем. Пять периодов эволюции отношения государства и общества к людям с отклонениями в развитии по периодизации Н.Н. Малофеева. Границы этапов, обусловленные достижениями гражданских прав и свобод. Достижения в области гражданских прав и свобод. Достижения в области образования.

Соотношение эволюции представлений о норме развития, стилей воспитания и образования нормального ребенка и этапов эволюции отношений к ненормальному ребенку.

а) основная

Баенская Е.Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и паталогии: Учеб. пособие. М., 2011.

Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2003.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995

Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М.: Смысл; Эксмо, 2004.

Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.

Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов.-3 издание. – М.: Академия, 1998. – 456с.

Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М. 1995 – 379 с.

Психология среднего возраста, старения, смерти: Учебник // Под ред. А.А. Реана. – СПб. – М.: Прайм-Еврознак: Олма-Пресс, 2003.

Психология человека от рождения до смерти: Полный курс психологии развития // Под общ. ред. А.А.Реана. – М.: Прайм-Еврознак: Нева Олма– Пресс, 2002.

Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983. – 445с.

Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно содержательная характеристика процесса развития личности – М.: Флинта, 1999г.

Хрестоматия по детской психологии: от младенчества до подростка. Учебное пособие / ред. и сост. Г. В. Бурменская. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.

Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис – М., 1995 – 221 с.
б) дополнительная

Бине А., Симон Т. Ненормальные дети (фрагменты книги) // Измерение умственных способностей. Спб, 1999

Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963. С. 215-247.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Проблемы дефектологии. М., 1995.

Выготский Л.С. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка // Проблемы дефектологии. М., 1995.

Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка // Проблемы дефектологии. М., 1995.

Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Проблемы дефектологии. М., 1995.

Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Проблемы дефектологии. М., 1995.

Гончарова Е.Л., Никольская О.С. Специальная психология // Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Дефектология. // Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Нарушения в развитии у детей // Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

Дебесс М. Подросток. – СПб.: Питер, 2004.

Диксон У. Двадцать великих открытий в детской психологии. – СПб.: ПРАЙМ ЕВРО Знак, 2004.

Кайл Р. Развитие ребенка. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

Крайг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2000.

Кукушкина О.И. Коррекционная (специальная) педагогика // Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития. М., 1989.

Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. Пособие.–3-е изд.– М.: Малофеев Н.Н. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст) // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000. С. 87-122.

Никольская О.С., Баенская М.М., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. // Особый ребенок. М., 2000.

Петрова И.И. Половозрастная динамика изменения самоподачи образа «Я» у студентов: Автореф. канд. психол. наук. – М., 2004. –22с.Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков – патопсихология. М.1996.

Пожар Л. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Стребелевой. М., 2001.

Психология развития ребенка. – М.: Смысл, Эксмо, 2004.

Психология развития человека. – М.: Смысл; ЭКСМО, 2004.

Психология современного подростка /Под ред. проф. Л.А. Регуш. – СПб.: Речь, 2005.

Тойч Д.ж. М. Рождение внутреннего человека: Под ред. Ч.К. Тойча / Пер. с англ. Т.М. Снигиревой /. – М.: Клуб Друзей Тойча, Вента – на _ Граф, 2000. – 32 с.

Тойч Ч.К. Духовный интеллект ключ к человеческой эффективности/ Пер. с англ Т.М. Снигиревой, Б.В. Сорина – М.: Т.М. Снигирева, Клуб Друзей Тойча, 2001 – 256 с.

Современный этап развития помощи детям с особыми образовательными потребностями: Альманах Института коррекционной педагогики РАО. Вып. 1. М., 2000. № 50200100254

Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах учебное пособие. – М.: ТК ВЕлби, Издательство Проспект, 2004.

Суворов А.В. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М., 1996

Шаповаленко Н.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) – М.: Гардарики, 2004.

Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение? // Дефектология. 1999. №1, 2

В одном году 31536000 секунд.