04 May 2018, 15:11

Приказ на обучение детей инвалидов в челябинской области

Share

УДК - 371.9: 371.01 ББК 74.59:74.200

Резникова Елена Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра специальной педагогики, психологии ипредметных методик Челябинский государственный педагогический университет

Челябинск Reznikova Elena Vasilievna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor

Chair of Special Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk elen2211 @mail.ru

Реализация инклюзивного образования в Челябинской области Realization of inclusive education in Chelyabinsk region

В статье раскрываются особенности реализации специального (коррек-ционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинска и Челябинской области, приводится пример реализации моделей инклюзивного образования на первой и второй ступенях получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе школы № 73 г. Челябинска.

In article features of realization of special (correctional) training of children with limited opportunities of health in the territory of Chelyabinsk and Chelyabinsk region reveal, the example of realization of models of inclusive education at the first and second steps of education by children with limited opportunities of health on the basis of school No. 73 of Chelyabinsk is given.

Ключевые слова: инклюзивное образование, общеобразовательная организация, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, специальное (коррекционное) образование.

Key words: the inclusive education, the general education organization studying with limited opportunities of health, vocational (correctional) education.

В Российской образовательной системе разрабатываются новые стандарты образования, новые нормативно-правовые документы, внедряются новые формы организации образовательного процесса, реализуются новые подходы к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации (22.11.2012, № 2148-

р), нацелена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. В числе приоритетов программы - обеспечение учебной успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья, а именно: организация в общеобразовательных учреждениях интегрированного обучения как первого шага к реализации инклюзивного образования.

До сих пор в нашей стране к инклюзии в образовании детей с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития, с речевыми и сенсорными нарушениями относятся с определенной сдержанностью. Причина, по которой бытует такое мнение, заключается в том, что дети не смогут получать полный набор необходимой специальной психолого -медико - педагогической помощи, если они будут посещать обычные группы в дошкольных образовательных организациях, классы в общеобразовательных школах. В этом аргументе есть доля истины, поскольку сегодня проекты, основанные на принципах инклюзивного образования, не всегда встречают одобрение учителей и руководства общеобразовательных организаций. Следует отметить и то, что по результатам опросов большая часть работников образовательных организаций сегодня принимают и понимают необходимость интегрированного обучения, инклюзии.

Для решения обозначенных приоритетных задач по обучению и сопровождению детей с ОВЗ в Челябинской области разработана «Концепция научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области на период 2013-2015 гг.». В этом документе сформулированы проблемы и предложен план мероприятий по научно-методическому сопровождению обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях.

Проанализируем ситуацию в Челябинской области по решению поставленных правительством задач в специальном образовании. На основании краткого анализа состояния специального (коррекционного) образования Мини-

стерством образования и науки Правительства Челябинской области в регионе проживает около 50000 детей с ОВЗ. В 2014 году количество детей с ОВЗ в Челябинской области, охваченных системой образования, составило 94,7 % общего числа обучающихся. Сравнивая показатели 2013г. и 2014 г. число детей с ОВЗ, охваченных специальным (коррекционным) образованием увеличилось (93,3% в 2013г.).

Наиболее многочисленными категориями детей с ОВЗ, охваченными системой образования, стали дети с нарушениями речи (около 21500 человек) и с задержкой психического развития ( около 13000 человек), что составляет соответственно 45% и 27% от всех детей с ОВЗ в системе образования Челябинской области.

Из 19154 детей с ОВЗ дошкольного возраста большая часть имеют нарушения речи - их количество составляет 13244 ребенка, что соответствует 69% дошкольников, посещающих дошкольные образовательные организации (ДОО) компенсирующего вида и специальные (коррекционные) группы в дошкольных образовательных организациях комбинированного вида.

Среди детей с ОВЗ школьного возраста, посещающих образовательные организации, наиболее многочисленными являются следующие категории детей: 4972 ребенка с ЗПР, обучающиеся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ, 4908 детей с нарушениями речи, которые получают логопедическую помощь при логопунктах общеобразовательных школ, 3480 детей с умственной отсталостью, обучающихся в С(К)ОУ. Наибольшая динамика количества детей с ОВЗ, охваченных специальным образованием, произошла в категориях с нарушениями зрения (увеличилось на 15 %) и с нарушениями опорно-двигательного аппарата (увеличилось на 7 %). Если делать выводы об охвате детей с ОВЗ специальным образованием, то показатель по региону превышает общероссийский показатель - 55 % (51 % - в 2014 г.). Показатели охвата детей с ОВЗ системой образования в целом растут, исключение составляет охват детей специальным (коррекционным) образованием в общеобразова-

тельных учреждениях. По различным финансовым причинам количество детей, обучающихся в классах специального (коррекционного) обучения, сократилось, а значит, увеличилось количество детей, получающих образование в условиях инклюзии в общеобразовательных классах в обычных школах.

В системе дошкольного образования области также есть показатели, подтверждающие развитие системы инклюзивного образования. Услуги в системе дошкольного воспитания детей с ОВЗ в 2014 г. предоставлялись 43 ДОО компенсирующего вида, которые посещали около 4000 детей с ОВЗ дошкольного возраста, и 1049 специальными (коррекционными) группами ДОО комбинированного вида. Их посещали более 15000 дошкольников с ОВЗ. Данные мониторинга за 2013-2014 гг. показывают, что при относительной стабильности функционирования и тенденций в дошкольном специальном (коррекционном) образовании наблюдается сокращение групп компенсирующей направленности в ДОО комбинированного вида. В 2014 г. по сравнению с 2013 годом в ДОО комбинированного вида стало почти на 90 специальных (коррекционных) групп меньше. Это свидетельствует о том, что дети дошкольного возраста получают образовательные услуги в обычных массовых дошкольных организациях.

В Челябинской области функционируют 49 специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений: 31 учреждение - для детей с умственной отсталостью, 6 - для детей с ЗПР, 5 - для детей с нарушениями зрения, 3 -для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 3 - для детей с нарушениями слуха, 1 - для детей с тяжелой речевой патологией; 6 из 49 С(К)ОУ размещены в сельской местности. Еще 6 С(К)ОУ находятся в ведении других министерств и ведомств. В 2014 г. на территории Челябинской области открыто 3 ресурсных центра по решению проблем инклюзивного образования. Но, несмотря на такую сформированную сеть специальных образовательных учреждений, ученики с ОВЗ получают образовательные услуги в специальных (кор-рекционных) классах в обычных школах, в общеобразовательных классах по адаптированным основным общеобразовательным программам. Кроме того,

обучаясь в общеобразовательном учреждении, дети с нарушениями речи имеют возможность получать коррекционную логопедическую помощь на школьных логопедических пунктах. Индивидуальное обучение детей-инвалидов осуществляется на основе использования дистанционных технологий прошедшими специальную подготовку сетевыми преподавателями и педагогами-кураторами.

Таким образом, подводя итоги развития системы специального образования в Челябинской области можно констатировать, что в течение 2013-2014 гг. сохраняется тенденция увеличения количества детей с ОВЗ, но уменьшилось количество специальных (коррекционных) классов, классов компенсирующего обучения в общеобразовательных школах, на 30 % уменьшилось количество логопунктов, на 19 % уменьшилась доля образовательных организаций, имеющих действующие службы сопровождения, обеспечивающих эффективность коррекционной работы.

По статистике ПМПК области увеличилось количество детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам в общеобразовательных организациях. Увеличение общего числа детей с ОВЗ на фоне уменьшения объема предоставляемых коррекционных услуг в общеобразовательных учреждениях позволяет предположить рост «скрытой инклюзии». Такой учет детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях не велся ввиду отсутствия нормативных оснований. Также причиной «скрытой инклюзии» часто является нежелание родителей афишировать статус «особого» ребенка. Родители детей с ОВЗ, проживающие в сельской местности, нередко отказываются обращаться в ПМПК для обследования своего ребенка с целью получения специальных образовательных услуг.

В Челябинской области развивается система инклюзивного образования детей и подростков с ОВЗ. Наибольшее количество детей с ОВЗ (по заключению ПМПК), обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам /планам, в общеобразовательных классах, наблюдается в Троицком, Магнитогорском, Чебаркульском, Челябинском городских округах.

По результатам изучения деятельности образовательных организаций области не всегда создаются необходимые условия в общеобразовательных школах для специального (коррекционного) обучения учащихся. Следовательно, выявлена тенденция роста количества учащихся с ОВЗ, охваченных инклюзивным образованием в общеобразовательной школе, а значит, остро встает вопрос об определении системы показаний для осуществления интеграции ребенка с ОВЗ в массовые образовательные учреждения; о разработке содержания и форм специализированной поддержки интегрированных детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, о разработке и апробации вариативных индивидуальных программ воспитания, обучения и развития учащихся с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

Примерами образовательных учреждений, в которых осуществляется инклюзивное образование детей с ОВЗ в г. Челябинске, могут служить школы №№ 73, 112, 39, 105, 30, 127, школа- интернат №10 и несколько образовательных учреждений Троицкого района Челябинской области. Модели социально - образовательной интеграции учащихся с ОВЗ на первой и второй ступенях получения образования научно доказаны и реализуются на базе городского ресурсного центра по реализации технологии интегрированного обучения детей с ОВЗ в 1-9 классах на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе №73 г. Челябинска. Мы не можем говорить о том, что на базе школы №73 в полной мере реализуется инклюзивное образование детей с ОВЗ, так как не всем категориям детей с ограниченными возможностями здоровья в школе могут предложить специальные коррекционные услуги (исключение составляют слепые, глухие и глубоко умственно отсталые дети), поэтому мы говорим только о реализации интегрированного обучения. Интегрированное обучение детей с ОВЗ в школе осуществляется поблочно. Раскроем содержание каждого блока модели социально-образовательной интеграции обучения.

Осуществление интегрированного обучения для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе происходит через:

1. реализацию адаптированных образовательных программ с учетом требований выполнения учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V, VII видов в общеобразовательных классах обычными учителями начальных классов и среднего звена;

2. составление индивидуальных учебно-коррекционных маршрутов и программ для комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ специалистами школьного психолого - медико - педагогического консилиума;

3. систему «гибких» классов (коррекционно-педагогической поддержки), осуществляющих обучение детей с ОВЗ по математике, чтению, русскому языку, в которых обучают детей учителя-дефектологи;

4. воздействие в системе коррекционных кабинетов на основе составленных комплексных учебно-коррекционных маршрутов и программ специалистами службы сопровождения;

5. воздействие в условиях системы дополнительного образования (музыкальная, хоровая, танцевальная, фольклорная студии, спортивные секции, кружки декоративно-прикладного творчества), куда вовлечены все дети с ОВЗ.

В ходе многолетней экспериментальной работы, проводимой на базе школы, определены этапы, условия для реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ; содержание коррекционно-педагогической поддержки детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы; критерии, позволяющие оценить эффективность реализуемых моделей интегрированного обучения на разных ступенях получения образования. Обучение учащихся с ОВЗ по разработанным моделям интегрированного обучения позволяет говорить о том, что при таком осуществлении образовательного процесса происходит усвоение учебных программ; дети с ОВЗ не подвергаются психологическому вычленению в сообществе своих ровесников, исключается второгодничество, учащиеся приобщаются к одному из видов искусства или спорта. О востребованности интегрирован-

ного обучения детей с ОВЗ говорит желание многих родителей определить детей в школу, где они будут обучаться в системе общеобразовательных интегрированных классов, не выделяясь в отдельные специальные классы. Значит, общеобразовательная школа реализует социальный заказ общества на осуществление совместного обучения всех детей, решает вопросы их дальнейшей социализации. На таком уровне в школе реализуется инклюзивное образование, о котором нам говорят нормативные документы федерального и регионального уровней.

Подводя итоги, можно казать о том, что для детей с ОВЗ в Челябинской области, в целом, созданы разнообразные возможности для получения инклюзивного образования.

Обозначенные показатели в динамике численности детей с ОВЗ (по видам нарушений) говорят о том, что в области организованы диагностические мероприятия по выявлению детей с ОВЗ, разрабатываются программы для оказания коррекционной помощи таким детям на разных ступенях получения образования, проводится подготовка квалифицированных кадров для системы коррек-ционного образования, используются здоровьесберегающие технологии в аспектах сохранения здоровья у детей с ОВЗ, поддерживается на всех уровнях деятельность образовательных организаций по реализации инклюзивного образования. В Челябинской области реализуется право каждого человека на получение образования, а значит, решаются приоритетные задачи развития российского образования.

Библиографический список

1. Екжанова, Е.А. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов/ Е.А. Ек-жанова. - М.: Дрофа, 2008. - 286с.

2. Концепция научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Челябинской области на период 2013-2015 гг. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 03.09.2013г № 01/3158.

3. Материалы сайта: http://www.minobr74.ru/en/deyatelnost/spec-korr-obr.

4. Областная целевая программа развития образования в Челябинской области на 2013 -2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Челябинской области от 27 сентября 2012 г. N 520-4-П.

5. Шевчук, Л.Е. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации / Л.Е. Шевчук. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2010. - 199с.

Bibliography

1. Ekzhanova, E.A. Bases of the integrated training: a grant for higher education institutions / E.A. Ekzhanova. - M.: Drofa, 2008. - 286p.

2. The concept of scientific and methodical maintenance of training of children with limited opportunities of health in Chelyabinsk region for 2013-2015. The order of the Ministry of Education and Science of Chelyabinsk region from 03.09.2013 No. 01/3158.

3. Site materials: http://www.minobr74.ru/en/deyatelnost/spec-korr-obr.

4. The regional target program of a development of education in Chelyabinsk region for 2013 - 2015 years, approved as the Resolution of the government of Chelyabinsk region of September 27, 2012 N 520-4-P.

5. Shevchuk, L.E. Training of children with features of development in technology of the integrated training at internal differentiation in a general education class: methodical recommendations / L.E. Shevchuk. - Chelyabinsk: IIUMTs "Education", 2010. - 199p.

Клеопатра жила ближе к полету на Луну, нежели к возведению пирамид в Древнем Египте! Известнейшее древнеегипетское сооружение ― пирамиду Хеопса ― построили в 2540 г. до н. э. Царица Клеопатра жила в 69-30 гг. до н. э. Впервые человек высадился на Луне в 1969 г. А это значит, что по временным расстояниям египетская царица ближе к нам, нежели к пирамидам.