29 Jun 2018, 13:45

Коррекционно-развивающая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья

Share

В последнее время термин «СКАЗКОТЕРАПИЯ» все чаще употребляется в  специальных и популярных изданиях. Сказкотерапия – это- лечение сказками (совместное открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими). Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это  образование связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность. Это объективизация проблемных ситуаций. Сказкотерапия - это активизация ресурсов и  потенциала личности. Процесс экологического образования и воспитания ребенка. Это терапия средой, сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны.

Сказкотерапией люди занимались всегда. Сегодня выделяется четыре этапа в развитии сказкотерапии:

1) устное народное творчество - его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного) творчества продолжается и по сей день.

2) собирание и исследование сказок и мифов - исследование сказок и мифов в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К.Юнга, М.Франца, Б.Беттельхейма, В.Проппа и др. надо отметить, что терминология психоанализа основана на мифах. Процесс познания скрытого смысла сказок и мифов продолжается до сих пор.

3         ) психотехнический -многие педагогические, психологические и психотерапевтические технологии используют прием «Сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику, как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

4) интегративный - этот этап связан с  формированием Комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Слабовидящие дети пользуются зрением как основным средством восприятия. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе.

Занятия по данной программе представляют собой совокупность рисуночных заданий, тестов, психогимнастических упражнений и экспериментов, направленных на развитие личности слабовидящих детей. Выбор арт-технологий не случаен. Что как не художественное творчество, способно открыть созидательную сторону человека, пробудить в нем ТВОРЦА, активизировать личностные ресурсы и показать ему его индивидуальность и неповторимость. Именно с помощью творческих заданий можно удовлетворить потребность слабовидящих детей в стремлении найти другой мир, где их понимают, любят, принимают такими, какие они есть, в котором они герои, способные вынести тяготы и боль жизни.

Изучение этими детьми других миров на таких занятиях начинается с познания такого близкого, однако такого незнакомого мира- самого себя. Акцент в работе стоит на формировании осознанности, осмысленности своего бытия и самого себя. Событие, которым является групповое занятие, дает возможность заглянуть не только в собственный мир, но и посетить другие миры, не только узнать свое время, но и расширить его и побывать в «другом» времени – времени другого человека.

Цели программы:

¨     Создание условий, которые помогут подросткам осознать и познать самого себя, помочь подросткам освоить разные виды творчества

Задачи программы:

  •  Укрепление идентичности, определение границ своего «Я»
  •  Развитие внутренних критериев самооценки
  •  Формирование интереса к себе и другим
  •  Поддержка и развитие творческого воображения
  •  Тренировка навыков самоконтроля и постановка цели
  •  Накопление эмоционально – положительного опыта и повышение внимания к происходящим изменениям в самом себе и у других
  •  Формирование осознания необходимости самопознания
  •  Развитие вариативности мышления

Формы проведения:

1) работа с группой и подгруппами

Методы проведения:

1) арт – терапия;

2) психогимнастические упражнения;

3) беседы;

4) диалоги;

5) самопрезентации.

Ожидаемые результаты:

1) самораскрытие ребенка;

2) познание своего «Я»;

3) творческое самовыражение;

4) адаптация;

5) развитые коммуникативные навыки;

 Данная программа составлена на основе книги Н.А.Сакович «Практика сказкотерапии», рассчитана на проведение в 6- 7 классах.

Продолжительность каждого занятия составляет 50-60 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, начиная со II четверти (с ноября месяца).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие № 1

«ЗНАКОМСТВО»

Задачи:

¨     Установление контакта

¨     Создание положительной мотивации к предстоящему циклу занятий

¨     Освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия и самовыражения

1. Знакомство с ведущим

2. Знакомство друг с другом

3. «Каракули» (упражнение  на развитие воображения)

4. «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

5. «Круг воли» (упражнение на самоанализ)

6. «Окно» (рефлексия занятия)

Занятие № 2

«НАЧАЛО ПУТЕШЕСТВИЯ»

Задачи:

¨     Поддержка дальнейшего самораскрытия, самопознания, прояснения Я- концепции

¨     Развитие умения анализировать и определять психологические характеристики

¨     Активизация сенсорных анализаторов и механизмов творческого воображения

1. «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

2. Продолжение знакомства (познание своего Я)

3. «Как мозг воспринимает то, что мы видим?» (экспериментальная работа по активизации сенсорного восприятия)

4. «Путешествие на планету Творчества» (игра на развитие умения анализировать и развитие воображения)

5.  «Окно» (рефлексия занятия)

Занятие № 3

«ТАКОЙ НЕПОВТОРИМЫЙ МИР»

Задачи:

¨     Углубление процессов самораскрытия

¨     Получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов

¨     Познание себя с помощью группы

¨     Дальнейшее знакомство с разнообразными способами творческого самовыражения

1. «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

2. «Китайская рулетка» ( тест на раскрытие своего Я)

3. «Путешествие в страну Превращений. Полянка.» (игра) (получение позитивной обратной связи, актуализация личных ресурсов)

4. «Самопрезентация» (развитие творческого воображения)

5. «Окно» (рефлексия занятия)

Занятие № 4

«ПУТЕШЕСТВУЕМ ВМЕСТЕ»

Задачи:

¨     Тренировка способности сотрудничать, умения учитывать чувства и интересы других и ориентироваться на них в своем поведении

¨     Тренировка невербальной коммуникации

1.  «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

2. «Зачем нужны вопросы?» (экспериментальная работа на проявление способности сотрудничать)

3. «Групповой рисунок» (развитие невербальной коммуникации)

4. «Окно» (рефлексия занятия)

Занятие № 5

«МОГУЩЕСТВО»

Задачи:

¨     Оказание помощи участникам в раскрытии своих сильных сторон

¨     Актуализация их личностных ресурсов

1.  «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

2. «Могущество» (упражнение на раскрытие своего потенциала)

3. «Таким я хочу быть…» (коллаж)

4. «Наша Вселенная» (групповая арт-терапия)

5. «Мой круг» (индивидуальная арт- терапия)

6. «Окно» (рефлексия занятия)

Занятие № 6

«ПЕРЕКРЕСТКИ»

Задачи:

¨     Осознание собственного влияния на людей и их влияния на себя

¨     Помощь в определении личностных ценностей

¨     Помощь в определении своих личностных, индивидуальных особенностей

1.  «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

2. «Письма к инопланетянину» (развитие адекватного оценочного отношения)

3. «Можно ли влиять на чужое поведение?» (экспериментальная работа- осознание собственного влияния на людей и их влияния на себя)

4. «Я на перекрестке дорог» (арт- терапия)

5. «Части моего Я» (арт- терапия)

6. «Окно» (рефлексия занятия)

Занятие № 7

«ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА»

Задачи:

¨     Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере

¨     Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние и понимать его

1. «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

2. «Четыре моих Я» (арт- терапия )

3. «Имена чувств» ( кинестетическое восприятие своего Я)

4. «Зеркало» (упражнение  по актуализации опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере)

5. «Ощущения» (арт-терапия)

6. «Окно» (рефлексия занятия)

Занятие № 8

«МОИ ПРОБЛЕМЫ»

Задачи:

¨     Осознание своих сильных и слабых сторон, положительных и негативных качеств

¨     Обучение распознаванию своих проблем и нахождению способов их решений, преодолению трудностей, мешающих полноценному самовыражению

1. «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

2. «Ода Лени» (осознание своих сильных и слабых сторон)

3. «Преодоление» (упражнение по распознаванию и преодолению проблем)

4. «Мой Дракон» (арт-терапия)

5. «Победа над Драконом» (сочинение сказки) (преодоление трудностей, мешающих полноценному самовыражению)

6. «Окно» (рефлексия занятия)

Занятие № 9

«ДОМ МОЕЙ ДУШИ»

Задачи:

¨     Определение личностных ценностей

¨     Формирование способности понимать невербальное поведение

¨     Актуализация личностных ресурсов

¨     Повышение уверенности в себе

¨     Групповое сплочение

1. «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

2. «Дом моей Души» (арт-терапия)

3. «Оптимисты и пессимисты» (определение личностного потенциала)

4. «Цепочка хороших и плохих следствий» (игра на развитее быстроты мышления, повышение уверенности в себе)

5. «Дерево» (арт-терапия)

6. «Окно» (рефлексия занятия)

Занятие № 10

«ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Задачи:

¨     Углубление процесса саморазвития

¨     Расширение границ когнитивного восприятия мира

¨     Активизация сенсорной памяти

1. «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

2. «Пиктограммы» (развивающая методика)

3. «Закончи предложения» (упражнение на самораскрытие)

4. «Четыре стихии» (коллаж)

5. «Мой герб» (арт-терапия)

6. «Окно» (рефлексия занятия)

Занятие № 11

«ТАЙНЫ ВРЕМЕНИ»

Задачи:

¨     Изучение восприятия движения времени

¨     Актуализация и обобщение знаний о своем будущем

¨     Получение обратной связи

1. «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

2. «Рисунок левой рукой» ( активизация работы обоих полушарий)

3. «Ассоциации к понятию «ВРЕМЯ» (упражнение на восприятие движения времени)

4. «Настоящее- это будущее» (упражнение ) (актуализация и обобщение знаний о своем будущем)

5. «Психологический портрет своего партнера» (арт-терапия)

6. «Окно» (рефлексия занятия)

Занятие № 12

« КОРОЛЬ УМЕР. ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!»

Задачи:

¨     Закрепление представлений участников о самих себе

¨     Анализ и обобщение опыта изменений

¨     Обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности

¨     Закрепление дружеских отношений между членами группы

1. «Ритмическое эхо» (психогимнастика)

2. «Жить- это значит расти и меняться!» (упражнение)(закрепление представлений участников о своем Я)

3. «Клумба, луг, лес, роща» (арт-терапия)

4. «Круг воли» (упражнение0 (анализ и обобщение изменений своего Я)

5. Рефлексия занятий.

Составители программы: педагог- психолог Артюхина Е.В., учитель- конфликтолог Каверина Е.В

Кофеин состоит из тех же веществ, что и кокаин, и героин.

I конференция «Опыт, проблемы и перспективы развития современного образования» ‎ > ‎

Создание коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении и дома

SelectionFile type iconFile nameDescriptionSizeRevisionTimeUser

ĉ

Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка..docx


Просмотр Скачать Перевозчикова Л.Н. учитель анг. языка, МКС(К)ОУ VII вида школа №47.  21 кб версия 1

10 окт. 2013 г., 9:26

Отдел публикаций

ĉ

Коррекционная направленность занятий с детьми, имеющими нарушения зрения.doc


Просмотр Скачать Игнатова А.Ю., воспитатель КОУ ВО «ПСШИ IV вида»   37 кб версия 1

10 окт. 2013 г., 9:37

Отдел публикаций

ĉ

Коррекционно-развивающая среда, как средство подготовки детей с ограниченными возможностями к успешному обучению в школе.doc


Просмотр Скачать Журавлева И.Г., Зайцева Т.С., Майорова Л.В., Шарафутдинова Г.Г., учителя д/с №22 комбинированного вида  41 кб версия 1

27 сент. 2013 г., 21:22

Отдел публикаций

ĉ

Создание коррекционно-развивающей среды в условиях детского сада комбинированного вида.doc


Просмотр Скачать Шмыга М.В., Романова Г.А., ДОУ №40 "Калинка"  44 кб версия 1

15 окт. 2013 г., 10:43

Отдел публикаций

ĉ

Создание коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ.docx


Просмотр Скачать Бутковская С.И., педагог-психолог, МОУ детский сад комбинированного вида № 279  38 кб версия 1

19 сент. 2013 г., 10:16

Отдел публикаций