01 Jul 2018, 10:58

Инновационные технологии с семьей воспитывающей ребенка инвалида

Share

Каждый палец человека за время жизни сгибается примерно 25 миллионов раз.

В Республике Бурятия, как и в России в целом, с каждым годом растет количество семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данный факт объясняется тем, что растет показатель детской инвалидности. Так, на 1 января 2016 года в России численность инвалидов от общего численности населения страны составила 8,7 % - 12,7 млн. человек, при этом из общего числа инвалидов 4,8 % это дети, в 2015 г. это число равнялось 4,7 %, 2014 – 4,5 % [2, с. 3]. Всего в России на 2013 год насчитывалось 568 тысяч детей с ОВЗ, в Бурятии - 4232; по состоянию на 1 января 2016 года эта цифра увеличилась в России до 617 тыс., в Бурятии до 4829 [3, с. 1].

Родители детей с ОВЗ, сталкиваются с различными трудностями в процессе их воспитания. В большинстве случаев проблемы родителей связанны с их неосведомленностью о моделях поведения при рождении ребенка с ОВЗ, а также способах и методах реабилитации, их неподготовленностью; проблемы неполных семей и др. Кроме того родители сталкиваются с экономическими, социальными, психолого-педагогическими, медицинскими, этическими проблемами. Одним из способов преодоления трудностей семей с ребенком-инвалидом служит вступление в общественную организацию родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

На протяжении последних десяти лет на территории Республики Бурятия, действует Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов «Найдал».

Среди членов данной общественной организации было проведено исследование, с целью определения влияния деятельности РООРДИ «Найдал» на жизнь семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Задачи исследования были следующие: определение уровня реабилитационной активности семей, воспитывающих детей с ОВЗ [1, с. 346]; определение причин вступления родителей в общественную организацию; определение оценки родителями роли общественной организации в жизни их семьи.

Для исследования использовался метод анкетирования, для которого была разработана анкета, состоящая из шести блоков вопросов. Всего в ходе исследования было опрошено 35 человек, все члены РООРДИ «Найдал». Возраст респондентов преимущественно 31-40 (40 %), 41-50 (31,4 %) лет. Среди них преобладающую часть составили женщины 91,4 %.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что высоким уровнем реабилитационной активности обладает 77,1 %, средним- 20 %, низким – 2,9 % всех опрошенных семей. Наиболее развитым компонентом реабилитационной активности является медицинский 85,7 %, данным семьям характерна высокая активность в поиске медицинских средств помощи, у ребенка организован рациональный режим дня, включающий необходимые медицинские процедуры, также ребенок регулярно получает медицинское лечение в стационарных учреждениях. Педагогический компонент реабилитационной активности преимущественно характерен опрошенным семьям на среднем (51,4 %) либо высоком (45,7 %) уровне. 2,8 % семей присущ низкий уровень педагогической активности. Педагогический компонент реабилитационной активности представляет собой активность педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализация его компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками. Семьи, которым присущ данный компонент, информированы об особых потребностях и специфике развития ребенка, им хватает собственных умений и навыков для преодоления трудностей, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ОВЗ. Родители прилагают максимум усилий, для создания оптимальных для ребенка условий обучения, посещения общеобразовательного учреждения. При этом они признаю, что периодически им бывает, необходима педагогическая помощь в процессе воспитания ребенка: консультации специалистов образовательных учреждений (для родителей, чьи дети получают образовательные услуги на дому), обучение практическим навыкам работы с ребенком, беседы по вопросам педагогики. Собственно социальная активность семьи, то есть, ее настойчивость в поиске источников поддержки как материальной, так и моральной (например, через образование групп самопомощи), характерна 60 % опрошенных на высоком уровне, 34,2 %-среднем, 5,7 %-низком. Родители с высокой социальной активностью создают условия, позволяющие заниматься ребенку тем, что ему интересно. Кроме того, они участвуют в семинарах, тренингах, направленных на формирование умение и навыков по воспитанию детей с ОВЗ; получают материальную поддержку со стороны государства (пенсия по инвалидности ребенка), также эти родители участники общественной организации родителей-детей инвалидов, при этом являются активными ее членами, являются организаторами, инициаторами проводимых мероприятий, сами систематически интересуются о предстоящих мероприятиях, а не жду, когда им позвонят и скажут. Основная причина, повлекшая вступление семьи в общественную организацию, стало наличие в семье ребенка с ОВЗ здоровья. 14,2 % респондентов сказали «некуда было пойти, отовсюду пинали с ребенком». Далее, анализируя психологические характеристики, мы видим, что 54,2 % респондентов отмечают у себя такое личностное качество как общительность, 48,5 % - настойчивость, 40 % - уравновешенность, 31,7 % - оптимистичность, энергичность, целеустремленность. Родители не отмечают у себя такие характеристики темперамента: неуравновешенность, пессимистичность, внушаемость, рассеянность – эти характеристики не могут способствовать эффективному поиску средств реабилитации ребенка. 54,2 % респондентов говорят о том, что могут находить время среди текущих дел, если кто-то их просит о помощи, 28,5 % - во всем пытаются дойти до самой сути, в том числе и в поиске средств реабилитации ребенка. 80 % родителей уделяют свое свободное время текущим, домашним делам, 25,7 % - общественным. Таким образом, родители детей с ОВЗ, вступившие в данную общественную организацию, это все настойчивые, общительные, целеустремленные люди, эти и другие, выше перечисленные, качества личности не позволяют им сидеть на одном месте, они находятся в постоянном движение, не зацикливаются на проблемах. Как отмечают сами родители, вступая в РООРДИ «Найдал», они прежде искали поддержку, общение, стремились «выбраться из четырех стен», кроме того целью их вступления в организацию было получение информации по лечению, обмен опытом и др. Влияние общественной организации на жизнь семьи с ребенком с ОВЗ трудно недооценить.

Анализируя ответы на шестой блок вопросов, мы видим, что деятельность организации оправдывает ожидания родителей, объединившись, они советуются, обмениваются опытом, информацией, у ребенка появляются друзья. Наиболее успешными оказываются мероприятия развлекательного характера: День матери, День защиты детей, Новый год и так далее, как сказала одна из мам: «Когда дети общаются – это лучше всего!» - и с этим невозможно поспорить. Оценивая роль РООРДИ «Найдал» родители не скупятся в эпитетах «большая», «самая важная», «основная». Также родители отмечаются, что вступление в общественную организацию дает детям возможность познакомиться друг с другом, досуг детей становится наиболее разнообразным, чем был до этого, кроме того, организация служит источником актуальной информации по лечению детей, изменений законодательства в области защиты детства. 77,1 % опрошенных сказали, что участие в деятельности РООРДИ «Найдал» влияет на решение их проблем; 22,9 % ответили, что в некоторой мере. Все родители говорят о том, что мероприятия, проводимые данной общественной организацией полезны и необходимы их ребенку, а так же о том, что благодаря деятельности РООРДИ «Найдал», они узнали о правах своего ребенка больше, чем знали до этого. Все выше перечисленное подтверждает ответ родителей, о важности и значимости деятельности общественной организации в жизни семьи. 77,1 % опрошенных сказали о том, что благодаря данной организации их жизнь значительно изменилась, 17,1 % сказали, что практически не изменилась, и только 5,7 % ответили – не изменилась. Родители говорят о том, что деятельность РООРДИ «Найдал» расширяет спектр их возможностей и возможностей ребенка с ОВЗ, благодаря ей, они получают возможность использовать новые средства социальной реабилитации, которыми не пользовались ранее. Таким образом, анализ ответов данного блока показал, что родители высоко оценивают значение деятельности общественной организации в их жизни, благодаря которой они смогли объединиться, обмениваются опытом, получают новую информацию, дети находят друзей и т.д.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что основной части родителей, вступивших в организацию, характерен высокий уровень реабилитационной активности. В частности, высокий уровень социальной активности, то есть они, занимаясь оздоровлением ребенка, не забывают о том, что ребенку также необходимо социализироваться. Именно деятельность РООРДИ «Найдал», как отмечают родители, позволяет организовывать досуг детей, делать его разнообразным, у детей и родителей появляется возможность познакомиться друг с другом, поделиться опытом, информацией.

Список литературы:

  1. Косова С. А. Роль семьи в реабилитации детей с хроническим патологиями (комплексное клинико-социальное исследование по материалам республики Хакасия) [электронный ресурс] - Режим доступа. – URL: ( дата обращения: 3.01.17)
  2. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Население. Положение инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 20.12.16)
  3. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Население. Положение инвалидов. Детская инвалидность [Электронный ресурс] – Режим доступа: (дата обращения: 20.12.16)